пятница, 17 марта 2017 г.

Александр Башибузук "Страна Арманьяк. Бастард"

Аннотация:

Не обладаешь знаниями по истории? Ничего не смыслишь в физике, химии и механике? Умеешь только твердо держать в руке клинок? Добро пожаловать во Францию пятнадцатого столетия!
Попавший под грузовик тренер сборной страны по фехтованию возрождается в теле бастарда Жана д’Арманьяка, виконта де Лавардан и Рокебрен, внебрачного сына графа Жана V д’Арманьяка, одного из последних феодальных властителей божьей милостью, а не милостью короля Франции. Отец убит, мать в монастыре, родовые земли захвачены королем Франции, на бастарда объявлена охота. Что делать главному герою в Средневековье, не имея достаточных для прогрессорства естественно-научных и исторических познаний? Бастард решает с головой окунуться в эпоху и добыть себе славу единственно возможным способом: твердой рукой и клинком.

Книга в серии: 1

Ссылки на произведение:
Страничка автора на СамИздате (фрагмент)
Флибуста



Рецензия:

Жанр альтернативной истории довольно непрост в написании ибо требует от автора знаний как минимум той эпохи, которую он описывает. В данной книге автор с одной стороны использует реальных исторических личностей, но с другой его главный герой согласно созданному автором профилю в истории не разбирается, потому по задумке автора взятки с него гладки. Позволю с этим не согласиться и сделаю опять отсылку к Кошкину. Ну не верю я что человек, который абсолютно не соображает в исторических реалиях Средневековья, не просто выживет, но и впишется в местное дворянское общество.


Во-первых, главный герой - бастард, причем не просто незаконнорожденный ребенок, а результат греховной связи брата с сестрой, что в те времена осуждалось не только обществом, но и церковью. Церковью, которая напомню в те времена властвовала в Европе, а в Испании, куда направляется бастард, вообще в эти времена власть была в руках Святой Инквизиции. О чем речь, если до начала ХХ века бастарды не имели не просто имущественных прав наследования, но и вообще права иметь официальных родственников, даже по материнской линии. В книге же отношение к Жану практически такое же как к официальному наследнику графа д'Арманьяка - его принимают, как дворянина, к нему в постель бросаются герцогини и графини, его одаривают подарками и т.д. Не верю! Во-вторых, даже дворянское общество ХV века было примитивным по сравнению с современным - примитивными были и быт, и словарный запас, и собственно мысли и действия большинства населения того времени: плебсом двигало желание просто поесть, дворянами жизнь в роскоши и праздности и т.д. Конечно исключения были, но не массово. Что же показывает автор? Наш современник попадает в ту эпоху и деградирует до уровня местных жителей. Причем судя по всему моментально, потому что изменений в "Жане" никто не замечает, даже те люди, которые его знали. И таких вот моментов много.

Второе важное замечание: поскольку повествование идет от лица главного героя, то по сути, вся описательная часть ведется его устами. Из-за этого возникает просто удивительный парадокс - в желании описать окружающий мир и общество, вроде бы не знающий историю главный герой, с первых же страниц определяет в какое время он попал с точностью до года, знает все тайны и хронику жизни местных аристократических семейств, конфликты той эпохи и т.д. Причем картину мира автор рисует тоже парадоксальную - с одной стороны Средневековье он пытается всячески обелить - и грязь с нечистотами в городах это выдумки, и люди все приветливые и отзывчивые, причем даже если ты их будешь костерить и гнобить, то они тебе будут одно место целовать в знак благодарности, а с другой стороны в этом "чистом и светлом" мире за каждым углом таятся разбойники и злые немецкие наемники, настоятелей монастырей убивают просто так, а женщины это имущество и средство заработать в постели. Вот такой вот "светлый" мир.

Отдельных слов заслуживает главный герой. Я конечно понимаю, что уже немолодой человек обрел шанс на вторую молодость, но я сомневаюсь, что нашего современника настолько потянет во все тяжкие, что он не будет пропускать ни одной юбки. Особенно учитывая уровень средневековой гигиены. Но главный герой видимо не брезгливый, потому для него все равно принцесса местного разлива или проститутка из борделя. С другой стороны, как я уже выше писал, мне непонятны мотивы этой самой принцессы лезть в постель к бедному бастарду,  в первую же ночь ему изливать душу о вечной любви и одаривать златом. После этого всего отправлять его к своей лучшей подруге, с которой у любвеобильного бастарда все повторяется - и вечная любовь, и подарки и т.д. Да главный герой откровенный жиголо и содержанец, который обманывает богатеньких дамочек.

Главный герой по понятным причинам постоянно использует фразы и слова из современного языка и современного словарного запаса. То он орет "За Родину! За Сталина!", то он учит местного шотландца русскому матерному и т.д. Но при этом опять таки - все считают это нормальным и никто не спрашивает откуда эти знания у тупого бастарда. Остальные шутки от автора приблизительно на том же уровне, что не радует. 

Рояли сыпятся каждую страницу, герой "грабит караваны", девушки прыгают в постель или просто на стог сена, но при все при этом сюжетной линии как не было изначально, так и не проклюнулась она к концу произведения. Да, автор говорит, что главный герой просто пытается жить заново, но какой интерес читать роман в стиле дневника: "проснулся, обматерил слугу, пожрал, похвалил слугу, ограбил караван, переспал с кем-нибудь, проследил что бы слуга тоже с кем-то переспал, пошел еще пожрал, обматерил перед сном слугу, лег спать"? И так по кругу... Вот и у меня интерес пропал настолько, что несмотря на некоторые достоинства книги - продолжение явно пройдет мимо меня.

Одним словом, как автор не пытался подогнать свое произведение под жанр альтернативной истории, по моему мнению у него получилось создать развлекательный боевичок с кусками надерганными у Дюма, Скотта, Старицкого и др., с тупым юмором, в меру динамическим сюжетом, не самым плохим языком и главным героем, который вызывает к своей персоне скорее отвращение, нежели симпатию. Читать или нет, решать вам: хотя книга и не без плюсов, но их настолько мало, что лично я жалею, что потратил на это время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий