воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Сергей Якимов "Сага о Торане"

Аннотация:

Захватывающая, увлекательная и динамичная история противостояния Добра и Зла. Причем Добро здесь с кулаками, арбалетом и непревзойденным владением холодным оружием. Главный герой – Воин с большой буквы, начинает свой поход против темных сил и заодно пытается найти ответ на вопрос, кем же он сам является на самом деле.

Книга в серии: без серии

Ссылки на произведение:
Флибуста



Рецензия:

С начала 90-х и почти до конца 2000-х годов в издательстве "Северо-Запад" издавались произведения из межавторского цикла о Конане, которые так и назывались - "Сага о Конане". Книг вышло больше сотни, от разных авторов, в абсолютно разной стилистике и разного качества. Рядом с неплохими по тем меркам произведениями Ховарда, Перри, Джордана или Локнита были и откровенно слабенькие поделки на мир Хайбории. Кроме того, в книгах этого цикла часто встречались повести и рассказы с другими героями - Кулом, Барканом-кельтом и др., которые были на порядок слабее книг о Конане.


Очень много не последних современных отечественных фантастов, таких как Перумов, Хаецкая, Мартьянов и т.д. вынужденно писали в той серии под иностранными псевдонимами по настоянию издания. Причем в критических статьях, которые сопровождали данные книги для таких авторов были придуманы даже отдельные биографии. Так, Мартьянов превратился в новозеландца Олафа Локнита, Хаецкая - в Дугласа Брайана, Перумов - в Поля Уинлоу, а Ахманов - в Майкла Мэнсона.

Начав читать книгу Сергея Якимова "Сага о Торане", я первым делом подумал, что окунулся в начало 90-х, причем попал как раз на одну из слабеньких книг вышеупомянутой серии с вторичным героем. Очень слабый язык - короткие рубленные предложения, некоторая алогичность сюжета, абсолютное отсутствие декораций - действие, действие и еще раз действие. Со временем, автор расписался и стиль повествования уже был доведен до практически адекватного, но при этом сюжет нисколько не поменялся... Да, с фантазией у автора в этой книге и так все в порядке - неплохие идеи, интересные сюжетные повороты и приключения главного героя, но при этом такое чувство, что Торан это машина для убийств и выполнения квестов - постоянные драки, погони, поединки и выполнения заданий то от короля, то от потусторонних сил, то вообще от самого себя. Такого постоянного экшена нет даже у Конана, тот хоть кутит время от времени в тавернах Шадизара или останавливается на ночевки в оазисах Турана. Здесь этого ничего нет.

В одной из книг "Саги о Конана" была статья Олафа Локнита (Андрея Мартьянова) "Слова, слова, слова...", которая произвела на меня очень сильное впечатление. Если коротко, то речь в ней идет... о словах - о словах, как основе произведения при его написании. Очень бы порекомендовал данную статью не только начинающим писателям, но и тем, которые уже издали не одну книгу, как собственно Сергей Якимов. В одной из частей статьи рассматривается вопрос достоверности произведения, и Локнит на примере показывает, как разумная избыточность деталей убирает из произведений сухость и разукрашивает описываемый мир, главного героя или любой другой элемент книги красками. Делает произведение менее пресным. Это то, чего в "Саге о Торане" катастрофически не хватает в первой трети произведения.

Где-то начиная со второй трети романа и до конца, автор ударяется в такой высокопарный слог, что у меня сначала сложилось впечатление, что я читаю как минимум сказку о былинном богатыре Торане Ясно Солнышко и Тугарине Черном Повелителе. Контраст с началом книги просто разительный. Если в начале книги Торан - охотник на химер, пусть и легендарный для какой-то местной болотной области Империи, но не больше, то ближе к средине книги - он уже "лучший меч империи", который один убивает десятерых, а в конце книги, так чуть ли не живое воплощение бога войны.

При этом всем зачастую действия Торана, а в особенности второстепенных персонажей, практически во всех сценах не поддаются никакой логике и критике. Одним словом, неплохую фантазию, которую при грамотном изложении можно было превратить в не менее неплохой героический цикл-эпос, автор убил на корню своим стилем изложения, шаблонностью персонажей  и урезанной версией мира, которая больше напоминает переход от одного акта к другому в какой-то компьютерной RPG игре.

Я не могу сказать, что произведение прямо таки ужасное - это было бы неправдой. Тем, кто хочет окунуться в начало 90-х, когда для неизбалованного героической фентези читателя подобная литература была в диковинку, можно попробовать прочесть данную книгу. Но что-то во мне зреет крепкая уверенность, что большинство современных читателей не смогут дочитать "Сагу о Торане" даже до конца первой трети книги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий